Педагогический проект 2021-2023

«Формирование экологической культуры у воспитанников дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности»

Сроки реализации: 2021 – 2023 г.г.

Общие сведения

Государственное учреждение образования «Детский  сад № 5 г. Вилейки»

Тема педагогического проекта: «Формирование экологической культуры у воспитанников дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности»

Сроки реализации педагогического проекта: 2021 - 2023 гг.

Заведующий: Солодуха Елена Николаевна

Руководитель педагогического проекта: Солодуха Елена Николаевна

Участники педагогического процес : Мисевич Галина Аркадьевна, воспитатель дошкольного образования высшей квалификационной категории, Кисель Елена Сергеевна, воспитатель дошкольного образования 1 квалификационной категории, Путро Зоя Васильевна, воспитатель дошкольного образования 1 квалификационной категории,  Иванилова Марина Александровна учитель-дефектолог 1 квалификационной категории.

Актуальность педагогического проекта

“Мир окружающий ребенка – это прежде всего

мир природы, с безграничным богатством

явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь,

в природе, вечный источник детского разума”. В.Сухомлинский.

В настоящее время, когда жизнедеятельность человека все больше стала отделять его от природы, появилось множество проблем, с которыми столкнулось человечество. Одна из них — взаимоотношения человека и природы. На современном этапе развития общества необычайно расширилось и углубилось воздействие человечества на окружающую среду. Стихийное и неконтролируемое воздействие человека на природу создало угрозу нарушения ее динамического равновесия и целостности, следовательно, современное общество стоит перед проблемой сознательного управления процессами взаимодействия с природой.

Но причинами экологического кризиса являются не только условия экологического развития общества, но и недостаточный уровень экологического образования. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологического образования всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

В настоящее время в учреждениях дошкольного образования уделяется большое внимание экологическому воспитанию детей. Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. В работе с детьми дошкольного возраста, используют разные условия экологического воспитания: беседа, игра, наблюдение, исследовательская деятельность, художественная литература и т.д.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска эффективных педагогических технологий экологического воспитания в современных условиях. С этих позиций особого внимания заслуживает метод проектов, как средство удовлетворения познавательной активности дошкольников, выражения и развития их творческих способностей. Проект даёт возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки.

Однако, использованию проектной деятельности в экологическом образовании в учреждении дошкольного образования в настоящее время уделяется   недостаточно внимания.

Таким образом, формирование экологической культуры у воспитанников дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности позволит детям самостоятельно понять происходящие в природе - процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал, а также будет способствовать воспитанию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Цель педагогического проекта

- создание условий для формирования экологической культуры у воспитанников дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

Задачи педагогического проекта

- определить понятие, критерии, показатели экологической культуры у детей дошкольного возраста;

-  обеспечить условия для формирования экологической культуры у дошкольников;

- определить содержание и создать предметно-развивающую среду необходимую для развития экологической культуры у воспитанников средствами проектной деятельности;

- разработать экологические проекты разной познавательной направленности;

- использовать современные формы и методы формирования у детей экологической культуры;

- вовлечь родителей в образовательную деятельность посредством реализации совместных проектов;

- разработать рекомендации по развитию экологической культуры у детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности;

- оптимизировать формы методической работы, обеспечивающие повышение профессиональной компетентности педагога.

Теоретическое обоснование педагогического проекта

Любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условна названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологического воспитания, так как происходит становление осознанно – правильного отношения к объектам природы.

Одним из важнейших условий экологического воспитания детей дошкольного возраста является правильная организация и экологизация проектной деятельности, выполняющей ряд определенных функций. Проектная деятельность способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. В ходе реализации проектной деятельности, дети приобретают новые знания об окружающей природе

В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется  для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения. Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса, А.И. Савенков и другие исследователи отмечают, что проектная деятельность является методом, основанным на понимании субъектности роли личности в системе дошкольного образования. Проектная деятельность активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе.

Внедрение проектной деятельности в системе дошкольного образования позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку проектная деятельность даёт возможность:

  • экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации обучения.

Используя метод проекта в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей, а порой и всего персонала учреждения дошкольного образования. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному разностороннему развитию дошкольников.

Проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему учреждения дошкольного образования открытой для активного участия родителей.

Таким образом, сущность проектной деятельности заключается в том, что ребенок в процессе проектной деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения экологических проблем.

 

свернуть